На самом деле, футбол является не только целью. Футбол - это потрясающий инструмент, с помощью которого происходит трансформация ребенка в победителя и сильную личность.
Дело в том, что в профессиональном футболе имеют значение показатели и результаты команд. Но совершенно недопустимо требовать результат командной игры от детей шести лет.
Задача тренера взрослой сборной - научить УЖЕ сформированных игроков с отточенной техникой играть в команде, успешно сотрудничать между собой и воплощать в реальность схемы и стратегии игр. В то время как задача детского тренера совсем иная. Детский тренер обязан вложить фундамент в КАЖДОГО ребенка.
Чтобы этот принцип был понятен, можно сравнить футбольную профессиональную команду с жемчужным ожерельем. Каждый игрок - отдельная жемчужина. Если командная игра слабая, то это только россыпь жемчужин, которые невозможно собрать воедино. Тренер играет роль иглы, собирающей разрозненные жемчужины на общую нить стратегии. Это и есть командная игра.
Дети же - это пока еще песчинки. Невозможно сделать ожерелье из песка. Чтобы стать жемчужиной, песчинка должна пройти этап созревания самостоятельно. Каждая жемчужина формируется индивидуально в отдельной ракушке. Роль ракушки играет пространство и атмосфера, которая создается вокруг ребенка. Это его семья, друзья, учителя, тренеры.
Ребенок, подобно жемчужине, приобретает новый слой с каждым новым навыком, техникой, чертами характера. Слой за слоем. отшлифовывается и приобретает совершенную форму. Должно пройти время, прежде чем песчинка станет жемчугом.
Задача детского тренера - создать такие условия для ребенка, чтобы он обрел максимально возможную идеальную форму. А именно, развил точность движений, силу и выносливость, освоил умение владеть и управлять своими чувствами, приобрел уверенность, уважение к соперникам, научился анализировать и делать выводы. Только тогда ученик сможет стать действительно успешным командным игроком и строить карьеру, причем не только футбольную.
Это похоже на базовое обучение таблице умножения, только после которого можно решить сложные уравнения. Это понимают все тренеры в европейских странах, но, к сожалению, не понимают у нас. В нашей стране все еще смотрят на результат игры детской команды, а не на развитие каждого игрока в отдельности.
Попытка выстроить командную игру в раннем детском возрасте подобна строительству здания без фундамента. Дом будет красив внешне, но иллюзорен в надежности.
Поэтому мы разработали занятия и упражнения, которые используют наши детские тренеры и удерживают интерес и внимание детей. Они придумывают сказки и истории, выстраивая все тренировки именно вокруг них. Например, рассказывают о Винни-Пухе, и дети, по команде тренера, бегут в нужную сторону, восторженно выкрикивая: «Винни-Пух!».
Сначала эта техника может показаться несерьезной и смешной. Однако...
Детишки ведь делают упражнения, о которых им говорят? Делают. Футбольные навыки отрабатывают? Отрабатывают. Слушаются тренера, общаются между собой? Конечно.
То есть в итоге они РАЗВИВАЮТСЯ.
Тренеры в России говорят: «Да ты что! Рано еще таким в футбол! Сломают их!». Врачи же утверждают обратное: ранний возраст ребенка - идеальное время для игровых упражнений на координацию и гибкость. Это лучший метод для плавного и здорового развития мышц ребенка.
Даже в русский хоккей с трех лет ребят берут. В хоккей! В жесткий вид спорта! Однако детям не дают играть друг с другом. Они там клюшечку учат держать, на льду кататься, вестибулярный аппарат тренируют.
А что в футболе? Так и здесь точно так же!
Понятное дело, что малышей рано сразу выпускать играть друг против друга.
Детям можно дать хоть что-то с мячиком поделать: по воротам побить (развивается пространственное восприятие), конусы обойти (улучшается координация движений), кегли обыграть (проявить ловкость, изобретательность), попрыгать (укрепляются суставы), побегать (развивается выносливость и разрабатываются легкие). Они все равно футбольные навыки наработают и здоровье укрепят.
А если делать это еще и с удовольствием, системно, по конкретному плану, то дети будут очень быстро и гармонично развиваться.